г. Тобольск, поселок Сумкино

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа N 6
Адрес: г.Тобольск, п. Сумкино, ул.Мира, д.8.   
Телефон: +7 (3456) 26-07-50  E-mail: tobsh6@obl72.ru

Доступная среда

Безбарьерной средой или «Доступной средой» называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.

Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.

Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.

Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.

Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:

  • инвалиды,
  • люди с временным нарушением здоровья,
  • беременные женщины,
  • люди старших возрастов,
  • люди с детскими колясками и т.п.

В МАОУ СОШ №6 разработан и утверждён ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ), разработана Инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и маломобильным гражданам при посещении МАОУ СОШ № 6.

Объекты МАОУ СОШ № 6 для инвалидов доступны условно при оказании ситуационной помощи.

Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья

Наименование показателяПеречень специальных условий, имеющихся в образовательном учреждении
О специально оборудованных учебных кабинетовУчебные кабинеты приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья. В кабинетах имеется в наличии специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Инвалиды и лица с ОВЗ небольшой и средней степени тяжести участвуют в образовательном процессе на общих основаниях. Имеющиеся формы обучения: — по индивидуальному учебному плану, — при наличии медицинских показаний и соответствующих документов для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому. В образовательном учреждении осуществляется обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий.
Об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья  Кабинеты логопеда, психолога.
О библиотеке (ах), приспособленных для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья  В библиотеке имеются: — учебники с учетом тифлопедагогических рекомендаций к печатному тексту; — учебники, изданные рельефно-точечным шрифтом Брайля; — учебники для обучающихся по АООП.  
Об объектах спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья Спортивный зал расположен на 1 этаже. В зале имеется спортивное оборудование и инвентарь, полоса препятствий, уличная спортивная площадка содержит зоны для занятий футболом, баскетболом, волейболом, легкой атлетикой. Доступ  к объектам спорта для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, передвигающихся на колясках, с нарушением опорно-двигательного аппарата, а также  для лиц с нарушениями слуха, с нарушениями зрения,  с нарушениями умственного развития – не ограничен.  
О средствах обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровьяВ школе имеются все необходимые специальные технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованы рабочие места учителя с полным комплектом технических средств для дистанционного обучения детей ОВЗ. Имеются учебники для обучающихся по АООП.  
Об обеспечении беспрепятственного доступа в здания образовательной организацииДля обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения лиц с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья) и инвалидов территория школы имеет асфальтированное покрытие.  В целях создания безбарьерной среды, обеспечения доступности помещений в школе: — установлен пандус для инвалидов- колясочников; — перед входной группой (слева от ступеней) расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников школы, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи; — при входе в здание и на лестничных маршах внутри школы обозначены контрастные ступени (нижняя и верхняя ступени выделены желтым цветом, а также дверные ручки) для слабовидящих людей; — на стеклянные двери, во избежание травм, наклеен «Желтый круг» — предупредительный знак для слабовидящих людей. В школе для лиц с ОВЗ и инвалидов созданы условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности: широкие входные двери, широкие коридоры. Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания школы и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории и в здании школы с использованием ситуационной помощи (при необходимости с помощью сотрудника школы).
О специальных условиях питания; о специальных условиях охраны здоровьяПищеблок школы осуществляет производственную деятельность в полном объёме 5 дней – с понедельника по пятницу включительно. Льготное питание осуществляется для обучающихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ. Классные руководители сопровождают обучающихся в столовую. Столовая расположена на 1 этаже. Перед обеденным залом столовой оборудована зона, где расположены умывальники с подачей воды. Имеется медицинский кабинет. В школе функционирует ПМПК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог. Здание МАОУ СОШ № 6 оснащено противопожарной сигнализацией, информационными табло (указатель выхода), необходимыми табличками и указателями, и звуковой информацией для сигнализации об опасности.
О доступе к информационным системам и информационно- телекоммуникационным сетям, в том числе приспособленным для использования инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровьяВ образовательном учреждении осуществляется обучение детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с использованием дистанционных технологий. Особые условия доступа к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям для инвалидов и лиц с ОВЗ могут быть предоставлены при работе с официальным сайтом МАОУ СОШ № 6, на котором существует версия для слабовидящих. Информационная база Школы оснащена:  — электронной почтой; — локальной сетью; — выходом в Интернет; — функционирует официальный сайт. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья в любой точке Школы посредством Wi-Fi, а также в компьютерном классе. Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в Школе действует система контент-фильтрации. Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для обучающихся и преподавателей закрыт. В Школе имеются мультимедийные средства обучения, оргтехника, компьютерная техника, аудиотехника (акустические усилители и колонки), видеотехника (мультимедийные проекторы, телевизоры), электронные доски, наборы образовательной робототехники
Об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.В рамках образовательного процесса осуществляется доступ обучающихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет. Обучающимся предоставляется доступ только к тем ресурсам, содержание которых не противоречит законодательству Российской Федерации и которые имеют прямое отношения к образовательному процессу. Защита и безопасность работы в сети Интернет обеспечивается Контент-фильтром SkyDNS. Электронные ресурсы: — Учи.ру — Я-класс
О наличии специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользованияВо время проведения занятий, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, применяются мультимедийные средства, оргтехника и иные средства для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины преподавателями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации, для информирования родителей имеется сайт школы, электронный дневник. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для инвалидов может быть установлена с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, в форме тестирования и т.п.). При необходимости проводится подбор и разработка учебных материалов в печатных и электронных формах, адаптированных к ограничениям их здоровья. Учебные кабинеты оборудованы специальными техническими средствами обучения коллективного и индивидуального пользования, в том числе для детей-инвалидов и детей с ОВЗ.
О наличии условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернатОбщежитие/интернат не предусмотрен(о)
О количестве жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровьяОбщежитие/интернат не предусмотрен(о)

Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в структурном подразделении детский сад

Обеспечение беспрепятственного доступа в здание

Структурное подразделение «Детский сад» имеет одно отдельно стоящее двухэтажное здание 1992 года постройки. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ, передвигающихся на коляске. Устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в здании отсутствуют.), входная площадка оборудована кнопкой вызова персонала, имеется домофон при входе, нанесена специальная маркировка на поверхности дверей; выполнено контрастное цветовое ограничение верхних, нижних ступеней на лестничных пролётах и перилах. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.

Наличие специально оборудованных групповых помещений, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания

В Структурном подразделении «Детский сад» оборудовано 12 групповых помещений, в том числе для проведения практических занятий.

Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях и пользоваться имеющимся оборудованием. Специально оборудованные групповые, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слепые) отсутствуют. Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут пользоваться групповыми, объектами для проведения практических занятий, объектами спорта на общих основаниях.

В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО.

В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.

Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Помещения и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных уголков (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов.

В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг –другу.

В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.

 При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование.  

В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.

В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.

Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.

Кабинет учителя-логопеда

в Структурном подразделении «Детский сад» созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащён логопедический кабинет: имеется зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия. Предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.

Музыкальный зал

предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный программный комплекс, электронное пианино, учебно-методические материалы, музыкально-методическая литература и дидактические игры

Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ

В Структурном подразделении организовано полноценное сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню.

Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020 г.  

Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.

Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ

В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в детском саду создаются условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников. 
В образовательном процессе применяются здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для оказания доврачебной первичной медицинской помощи в детском саду функционирует медицинский кабинет. Медицинское обслуживание осуществляет старшая медицинская сестра.

Медицинский блок состоит из: 

  • Медицинский кабинет.
  • Изолятор.
  • Процедурный кабинет.

Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям: динамометр, весы медицинские; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, и другим необходимым оборудованием, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.

В структурном подразделении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:

·         проведение профилактических осмотров;

·         мероприятия по обеспечению адаптации в детском саду;

·         осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;

·         обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;

·         осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;

·         осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.

Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.

В структурном подразделении имеются спортивный зал с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу.

В детском саду разработан режим дня с обязательным учетом возраста детей, в котором указано время приема пищи, прогулок, дневного сна.

В летне-оздоровительный период проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных досугах, развлечениях, праздника, занятиях.

В структурном подразделении проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.

Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.

Образовательный процесс воспитанников, имеющих статус инвалида и (или) лица с ограниченными возможностями здоровья, организуется в соответствии с рекомендациями ПМПК, программой реабилитации и абилитации инвалида с соблюдением оптимальной нагрузки, режима занятий.

Доступ к  информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования

Воспитанники структурного подразделения не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.

Количество компьюторов, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 6 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет.

Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.

В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, которыми могут пользоваться в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи):

Кабинет учителя- логопеда содержит:

— материалы и игры по темам

— зеркало с лампой дополнительного оснащения

— комплект зондов для постановки звуков

— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания

— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков

— логопедические альбомы для обследования

— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам

— настольно-печатные дидактические игры

— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы

— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.

— ноутбук

— магнитофоны в каждой возрастной группе.

Дети — инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в детском саду оборудованием.