Поселок Сумкино находится на левом берегу старицы (старого русла) Иртыша, в 24 километрах от г.Тобольск.
О прошлом поселка мы узнали от старожила Федора Андреевича Трухина. Еще его прадедом была арендована земля юрт Сабанаки, ныне территория СЛИПа Тобольской РЭБ флота. Именно здесь еще до революции были построены 8 домов, положивших начало новой деревне — Сумкино. Весной, во время разлива, деревня оказывалась в кольце воды, как в сумке. Отсюда она и получила название Сумкино.
После революции 1917 года в деревне Сумкино насчитывалось уже 16 домов, появилась мельница с мотором. Деревня обустраивалась, количество жителей росло, люди приезжали из соседних деревень. Встал вопрос об образовании. В деревню был нанят учитель Александр Ильич Варжанский. Он жил по одной неделе в каждом доме и учил ребят читать, писать, считать. Позднее была 4-летняя школа, затем обучение сумкинцев в Бизинской и Ворогушинской школах вплоть до конца Великой Отечественной войны. Война нанесла огромный урон экономике и сельскому хозяйству страны. Страна трудно оправлялась от разрушения, восстанавливала народное хозяйство, осваивая новые территории и развивая новые отрасли хозяйства. Именно в это время, в 1949 году, в Министерстве речного флота решился вопрос о строительстве судоремонтной базы и поселка Сумкино. Небольшой тогда деревушке суждено было в скором будущем перерасти в крупный рабочий поселок.
О прошлом поселка мы узнали от старожила Федора Андреевича Трухина. Еще его прадедом была арендована земля юрт Сабанаки, ныне территория СЛИПа Тобольской РЭБ флота. Именно здесь еще до революции были построены 8 домов, положивших начало новой деревне — Сумкино. Весной, во время разлива, деревня оказывалась в кольце воды, как в сумке. Отсюда она и получила название Сумкино.
После революции 1917 года в деревне Сумкино насчитывалось уже 16 домов, появилась мельница с мотором. Деревня обустраивалась, количество жителей росло, люди приезжали из соседних деревень. Встал вопрос об образовании. В деревню был нанят учитель Александр Ильич Варжанский. Он жил по одной неделе в каждом доме и учил ребят читать, писать, считать. Позднее была 4-летняя школа, затем обучение сумкинцев в Бизинской и Ворогушинской школах вплоть до конца Великой Отечественной войны. Война нанесла огромный урон экономике и сельскому хозяйству страны. Страна трудно оправлялась от разрушения, восстанавливала народное хозяйство, осваивая новые территории и развивая новые отрасли хозяйства. Именно в это время, в 1949 году, в Министерстве речного флота решился вопрос о строительстве судоремонтной базы и поселка Сумкино. Небольшой тогда деревушке суждено было в скором будущем перерасти в крупный рабочий поселок.
Школа строящемуся поселку была просто необходима. Под нее выделили часть здания барачного типа, принадлежащего судоремонтным мастерским. 1 сентября 1952 года прозвенел первый школьный звонок. В школу, возглавленную Владимиром Иннокентьевичем Семеновым, пришло 79 учеников. Первыми учителями первой сумкинской школы были В.И.Попова, А.П.Панишева, И.Я.Тальнишных, Н.М.Русакова, А.М.Каширина, М.А.Корикова. Это были настоящие специалисты педагогического дела.
На судоремонтный завод приезжали специалисты, везли с собой семьи. Поселок рос, благоустраивался, строилось жилье, детский сад.
На судоремонтный завод приезжали специалисты, везли с собой семьи. Поселок рос, благоустраивался, строилось жилье, детский сад.
В 1955 году построили новую двухэтажную школу-семилетку. А количество учеников все росло и росло. Потребности в образовании тоже росли. Многие для продолжения образования уезжали в школу №1 г.Тобольска. Получив профессиональное образование, возвращались в поселок молодыми специалистами. Директором тогда была Елена Владимировна Гафурова (дочь В.И.Семенова). С первых дней в школе была создана пионерская организация. Проводились звеньевые, отрядные, общедружинные сборы. Ребята увлекались математикой, техникой, опытной работой на пришкольном участке, занимались лыжным спортом, гимнастикой. 1 сентября 1961 года в школу пришло 560 учеников, а школа была преобразована в восьмилетнюю. В 1963-1966г.г. школу вогзглавлял Г.А.Кузнецов. 31 августа 1964г. открылось новое типовое здание школы на 980 мест. На торжественной линейке первоклассники Мальцан Леня и Пятница Света перерезали красную ленточку, а комсомольцы школы получили символический ключ от новой школы. А в 1965 году произошло радостное событие — первый выпуск десятого класса.
С 1966 по 1981 год школой руководила Эмилия Ивановна Третьякова. Деятельность Эмилии Ивановны в качестве директора школы оставила добрую память в коллективе и у жителей поселка. Семья Третьяковых в поселке была уважаемой. Муж, Константин Федорович, — первый капитан танкера, доставившего первую нефть Тюменской земли в Омск. Супругам Третьяковым принадлежит идея создания клуба «Юный речник». Это была своего рода кузница кадров для предприятия «Тобольская РЭБ флота», шефствовавшего долгие годы над школой. Многие выпускники будут помнить Эмилию Ивановну не только как директора, но и прекрасного учителя-словесника, до глубины души влюбленного в литературу, беззаветно преданного педагогике. Дело просвещения она считала наиважнейшим производством, при этом повторяя: «Производство не должно страдать». Отличный методист, Эмилия Ивановна воспитала достойную смену.
Яркий след в истории нашей школы оставила Людмила Ивановна Бакшеева. В 1974 году Людмила Ивановна пришла работать в школу учителем истории. Педагогический коллектив принял в свои ряды целеустремленного, политически грамотного, волевого педагога; поселок — неутомимого общественника. С 1977 года Людмила Ивановна — секретарь партийной организации школы, депутат поселкового совета народных депутатов. Награждена значком «Отличник народного просвещения». В 1981 году была назначена директором школы. Но в 1985 году тяжелая болезнь оборвала жизнь беспокойного педагога.
Много лет жизни отдала школе Т.В.Палипенкова. Под ее руководством ученики школы приступили к сбору материалов о генерал-лейтенанте инженерных войск Дмитрии Михайловиче Карбышеве, чье имя носила наша школа. 18 февраля 1983 года музей Д.М.Карбышева был открыт торжественной линейкой, на которой почетными гостями были летчик-истребитель, ветеран войны и труда, П.А.Каширин; бывший летчик-истребитель, участник Парада Победы 9 мая 1945 года на Красной площади А.Ф.Самоловов. Совет музея на протяжении долгих лет поддерживал связь с дочерью Д.М.Карбышева Еленой Дмитриевной и бывшими узниками фашистского концлагеря Н.А.Леошеня и А.С.Саниным, разделившими участь генерала Карбышева. Делегация школы ежегодно принимала участие во Всесоюзных слетах юных карбышевцев в Волгограде, Москве, Омске (родине генерала Карбышева). Музей имени Д.М.Карбышева действует и поныне, продолжая давние традиции патриотического воспитания школьников. Сейчас музеем руководит Е.М.Палецких, бывшая пионервожатая, бесконечно влюбленная в дело, которому служит.
С 1985 по 2007гг. директорами школы были Н.Н.Артеев, А.Д.Кугаевский, А.Н.Тюменцева. Талантливые руководители и педагоги, внесшие свой вклад в развитие образования г.Тобольска. С 2009г. школу возглавляет Р.Ч.Саитмаметова, директор, знающий работу изнутри. Годы работы школьным педагогом-организатором и социальным педагогом научили Раису Чагфаровну как директора принимать правильные и взвешенные решения, понимать и уважать учеников.
В настоящее время образовательный комплекс п.Сумкино включает в себя детский сад, колледж водного транспорта, учреждения дополнительного образования: ДК «Водник», библиотеку, ДЮСЦ, филиал детской школы искусств «Арт — перспектива». В центре образовательного комплекса — средняя общеобразовательная школа №6. Сегодня в школе созданы все условия для обучения и развития ребенка. 25 педагогов с высшим (22) и средним специальным (3) педагогическим образованием осуществляют учебный процесс. Передавая свои знания и опыт, они в столь прагматичный век учат детей чуткости, пониманию, взаимовыручке.
В настоящее время образовательный комплекс п.Сумкино включает в себя детский сад, колледж водного транспорта, учреждения дополнительного образования: ДК «Водник», библиотеку, ДЮСЦ, филиал детской школы искусств «Арт — перспектива». В центре образовательного комплекса — средняя общеобразовательная школа №6. Сегодня в школе созданы все условия для обучения и развития ребенка. 25 педагогов с высшим (22) и средним специальным (3) педагогическим образованием осуществляют учебный процесс. Передавая свои знания и опыт, они в столь прагматичный век учат детей чуткости, пониманию, взаимовыручке.
В последние годы школа имеет стабильные результаты обучения. Несмотря на то что учеников в школе мало — 347 (для сравнения: в 80-е — около 1200) и более успешные ученики уходят в профильные классы других школ, тем не менее за последние 3 года школа выпустила 3 медалистов и 2 выпускников 9 классов с аттестатом особого образца. В 9 классах осуществляется предпрофильная подготовка,целью которой является создание условий, способствующих самоопределению выпускников основной школы в отношении выбора профессии и профиля будущего обучения в 10-11-х классах. В целях развития творческого потенциала в школе действует программа «Одаренные дети», в реализации которой уделяется большое внимание предметным декадам, смотрам и конкурсам, олимпиадам и научно-практическим конференциям.
В основе воспитательной системы школы — совместная творческая деятельность детей и взрослых, которая сконцентрирована вокруг «Школы — центра воспитательной досуговой работы», где функционируют 6 кружков и секций. В школе сложились традиции, которые дают высокий положительный результат в воспитании детей. Высок процент занятости детей в дополнительном образовании (96%). Традиционно высокие показатели у школы по таким направлениям, как фестивали детского творчества, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Результатом работы досугового центра является участие школы в конкурсах и фестивалях детского творчества: международном конкурсе детского и юношеского творчества «Будущее планеты» г. Санкт — Петербург — лауреаты 1 степени (рук. Н.Д. Тарасова), международный фестиваль детского юношеского творчества «Золотые купола» номинация «Хореография» — лауреаты 3 степени, дипломанты 3 степени (рук. С.М. Гирёва), номинация «Вокал» — лауреаты 1 степени, дипломанты 3 степени (рук. Тарасова Н.Д.), XI областной фестиваль национальных культур «Радуга» г. Тюмень номинация «Хореография» — лауреаты 2 степени (рук. Гирёва С.М.), областной смотр конкурс детского творчества «Утренняя звезда» номинация «Хореография» — лауреаты 1 степени, в фестивале детского творчества «Звездный рой» — 3 место и т.д., где в полной мере представлена работа педагогов дополнительного образования. Команда ЮИДД (руководитель Л.А. Москвичёва) приняла участие в соревновании «Безопасное колесо — 2011» — 3 место.
В основе воспитательной системы школы — совместная творческая деятельность детей и взрослых, которая сконцентрирована вокруг «Школы — центра воспитательной досуговой работы», где функционируют 6 кружков и секций. В школе сложились традиции, которые дают высокий положительный результат в воспитании детей. Высок процент занятости детей в дополнительном образовании (96%). Традиционно высокие показатели у школы по таким направлениям, как фестивали детского творчества, профилактика детского дорожно-транспортного травматизма. Результатом работы досугового центра является участие школы в конкурсах и фестивалях детского творчества: международном конкурсе детского и юношеского творчества «Будущее планеты» г. Санкт — Петербург — лауреаты 1 степени (рук. Н.Д. Тарасова), международный фестиваль детского юношеского творчества «Золотые купола» номинация «Хореография» — лауреаты 3 степени, дипломанты 3 степени (рук. С.М. Гирёва), номинация «Вокал» — лауреаты 1 степени, дипломанты 3 степени (рук. Тарасова Н.Д.), XI областной фестиваль национальных культур «Радуга» г. Тюмень номинация «Хореография» — лауреаты 2 степени (рук. Гирёва С.М.), областной смотр конкурс детского творчества «Утренняя звезда» номинация «Хореография» — лауреаты 1 степени, в фестивале детского творчества «Звездный рой» — 3 место и т.д., где в полной мере представлена работа педагогов дополнительного образования. Команда ЮИДД (руководитель Л.А. Москвичёва) приняла участие в соревновании «Безопасное колесо — 2011» — 3 место.
Неотъемлемой частью воспитательного процесса школы является самостоятельная деятельность учащихся — ученическое самоуправление. В школе действует детская организация «Союз равных», которая является мобилизующим центром школьников. Представители детской организации принимают активное участие в конкурсах, мероприятиях, фестивале детских организаций «А давай устроим чудо!». По итогам 2010-2011 учебного года детская организация «Союз равных» признана лучшей в городе.
Ежегодно в школе проходит школьная Спартакиада среди учащихся 3-4, 5-7 классов по 12 видам спорта. В спортивных кружках и секциях занимается 47 % обучающихся. В целях формирования потребности в здоровом образе жизни проводятся акции «Мы за здоровый образ жизни», «Спасите наши жизни», мероприятия, посвящённые Дню борьбы с табакокурением, Всемирному дню борьбы со СПИДом, классные часы «Мы и наши привычки», «Гигиена и её назначение», «Вся правда о наркотиках», «Право на жизнь».
Школа живет, школа дышит, это большой сложный организм, который всегда будет центром доброты, справедливости, заботы о подрастающем поколении.
Ежегодно в школе проходит школьная Спартакиада среди учащихся 3-4, 5-7 классов по 12 видам спорта. В спортивных кружках и секциях занимается 47 % обучающихся. В целях формирования потребности в здоровом образе жизни проводятся акции «Мы за здоровый образ жизни», «Спасите наши жизни», мероприятия, посвящённые Дню борьбы с табакокурением, Всемирному дню борьбы со СПИДом, классные часы «Мы и наши привычки», «Гигиена и её назначение», «Вся правда о наркотиках», «Право на жизнь».
Школа живет, школа дышит, это большой сложный организм, который всегда будет центром доброты, справедливости, заботы о подрастающем поколении.