г. Тобольск, поселок Сумкино

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение -
Средняя общеобразовательная школа N 6
Адрес: г.Тобольск, п. Сумкино, ул.Мира, д.8.   
Телефон: +7 (3456) 26-07-50  E-mail: tobsh6@obl72.ru

КАК СФОРМИРОВАТЬ ОБОБЩАЮЩИЕ ПОНЯТИЯ У ДЕТЕЙ?

30.10.2024


Одной из необходимых сторон развития речи является способность ребенка к овладению обобщенными понятиями. Методика формирования обобщающих понятий в словаре дошкольников построена на основе ознакомления с разными группами предметов и сравнения их между собой. Обобщения начинает формироваться у детей с 4 лет. Дети учатся обобщать такие группы: мебель, посуда, одежда, игрушки и т д.
К 5-6 годам у дошкольников развивается умение сравнивать группы предметов между собой, сопоставлять понятия, выделять общие и существенные признаки тем самым пополнять словарь детей существительными, прилагательными. Дети могут объединять видовые понятия в родовые. Например, рыбы, птицы, звери, насекомые – это животные. Овладевают умением классификации групп предметов на подгруппы по разным признакам. В беседах можно использовать наглядность в виде картинок, натуральных предметов, моделей. При рассматривании предметов дети должны научиться выделять все общие признаки и среди них – существенные для обобщения предметов в группы. Для закрепления знания детей о группах предметов и обогащения словаря соответствующими словами используются игры на классификацию. Например, «Помоги Маше», предложить детям помочь кукле Маше сложить в одну коробку овощи, в другую –фрукты.
С целью формирования обобщающих знаний у детей о группах предметов проводятся разнообразные дидактические игры на классификацию: «Рыба, птица, зверь», «Четвертый лишний», «Детский мир» и др.
Учитель-логопед: Л.В.Шахматова