Безбарьерной средой или «Доступной средой» называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле, то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступной среды подразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям.
Инвалид – человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения – это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
- инвалиды,
- люди с временным нарушением здоровья,
- беременные женщины,
- люди старших возрастов,
- люди с детскими колясками и т.п.
В МАОУ СОШ №6 разработан и утверждён ПАСПОРТ ДОСТУПНОСТИ объекта социальной инфраструктуры (ОСИ), разработана Инструкция о порядке оказания ситуационной помощи инвалидам и маломобильным гражданам при посещении МАОУ СОШ № 6.
Объекты МАОУ СОШ № 6 для инвалидов доступны условно при оказании ситуационной помощи.
Нормативные документы в сфере образования учащихся с ограниченными возможностями здоровья
Информация о специальных условиях для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в структурном подразделении детский сад
Обеспечение беспрепятственного доступа в здание
Структурное подразделение «Детский сад» имеет одно отдельно стоящее двухэтажное здание 1992 года постройки. Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъёмников и других приспособлений, обеспечивающих доступ инвалидов и лиц с ОВЗ, передвигающихся на коляске. Устройства для закрепления инвалидных колясок, поручни внутри помещений, приспособления для туалета/душа специализированного назначения в здании отсутствуют.), входная площадка оборудована кнопкой вызова персонала, имеется домофон при входе, нанесена специальная маркировка на поверхности дверей; выполнено контрастное цветовое ограничение верхних, нижних ступеней на лестничных пролётах и перилах. Доступ к кабинетам администрации, методическому и медицинскому кабинетам, туалету обеспечен посредством предоставления сопровождающего лица.
Наличие специально оборудованных групповых помещений, объектов для проведения практических занятий, библиотек, объектов спорта, средств обучения и воспитания
В Структурном подразделении «Детский сад» оборудовано 12 групповых помещений, в том числе для проведения практических занятий.
Инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях и пользоваться имеющимся оборудованием. Специально оборудованные групповые, объекты для проведения практических занятий, объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ (с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабовидящие и слепые) отсутствуют. Лица с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды могут пользоваться групповыми, объектами для проведения практических занятий, объектами спорта на общих основаниях.
В состав групповых ячеек входят: раздевальная (приёмная) (для приёма детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий), буфетная (для мытья столовой посуды), спальня, туалетная, умывальная. Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми и игрушками в соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями основной общеобразовательной программы ДОУ и ФГОС ДО.
В групповой ячейке каждому ребенку обеспечивается личное пространство: кроватка, стул, шкафчик для одежды, шкафчик для предметов личной гигиены и др. Для прогулок ребенку предоставляется зона игровой территории, оборудованная верандой (в случае плохой погоды), песочницей, малыми формами в соответствии с возрастом.
Оборудование основных помещений соответствует росту и возрасту детей, учитывает гигиенические и педагогические требования. Помещения и на прогулочном участке в соответствии с возрастом детей организуется развивающая предметно-пространственная среда, оборудованная играми, игрушками, учебно-наглядными пособиями. Пространство группы организовывается в виде хорошо разграниченных уголков (уголок природы, книжный уголок, уголок изобразительной деятельности, уголок безопасности, уголок театрализованных игр, уголок двигательных игр, уголок сюжетно – ролевых игр, уголок конструирования и др.), оснащенных большим количеством развивающих материалов.
В каждой возрастной группе созданы условия для самостоятельного активного целенаправленного действия воспитанников во всех видах деятельности: игровой, трудовой, продуктивной, двигательной, познавательной, экспериментальной, трудовой, речевой. Организованная таким образом предметно – развивающая среда позволяет детям в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься в одно и то же время, не мешая друг –другу.
В групповых помещениях обеспечен свободный доступ к играм и игрушкам.
При организации образовательной, игровой деятельности для лиц с ограниченными возможностями здоровья имеется коррекционное оборудование: фитболы разного размера, массажные мячи, набивные мячи, массажные дорожки, детские тренажеры, мягкие спортивные модули, мягкие маты, батуты, сухой бассейн, объемная змейка, релаксационное оборудование.
В детском саду созданы условия для полноценной двигательной деятельности детей, формирования основных двигательных умений и навыков, повышения функциональных возможностей детского организма, развития физических качеств и способностей. Для этого оборудован физкультурный зал, в котором проводятся утренняя гимнастика, НОД, физкультурные досуги, праздники и развлечения.
В зале имеется стандартное и нестандартное оборудование и спортивный инвентарь, необходимые для ведения физкультурно-оздоровительной работы: гимнастическая стенка, гимнастическая доска, гимнастическая скамейка, спортивный инвентарь, мячи, обручи, палки, скакалки и др., стойки и планки для прыжков и перешагивания, мешки с песком, оборудование для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата.
Оборудование и инвентарь соответствуют правилам охраны жизни и здоровья детей, требованиям гигиены и эстетики, СанПин. Размеры и конструкции оборудования и пособий отвечают анатомо-физиологическим особенностям детей, их возрасту.
Кабинет учителя-логопеда
в Структурном подразделении «Детский сад» созданы условия для проведения коррекционной работы с детьми. Оснащён логопедический кабинет: имеется зеркало настенное с лампой дополнительного освещения; зеркала для индивидуальной работы; шкафы для хранения пособий; столы для детей; стулья детские; учебно-методические пособия. Предназначен для проведения диагностического обследования и проведения подгрупповых и индивидуальных занятий учителя-логопеда с детьми.
Музыкальный зал
предназначен для решения задач музыкального воспитания и развития детей. Оснащён современным оборудованием: мультимедийный программный комплекс, электронное пианино, учебно-методические материалы, музыкально-методическая литература и дидактические игры
Специальные условия питания инвалидов и лиц с ОВЗ
В Структурном подразделении организовано полноценное сбалансированное питание в соответствии с примерным 20-дневным меню.
Питание детей осуществляется в соответствии с действующими Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.3/2.4.3590-20 утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 27.10.2020 г.
Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья не предусмотрено.
Специальные условия охраны здоровья инвалидов и лиц с ОВЗ
В соответствии
со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» в детском саду создаются условия,
гарантирующие охрану и укрепление здоровья воспитанников.
В образовательном процессе применяются
здоровьесберегающие технологии, направленных на полноценное физическое развитие
детей, их оздоровление, профилактику заболеваний, коррекцию отклонений в
здоровье, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ.
Для оказания доврачебной первичной медицинской
помощи в детском саду функционирует медицинский кабинет. Медицинское
обслуживание осуществляет старшая медицинская сестра.
Медицинский блок состоит из:
- Медицинский кабинет.
- Изолятор.
- Процедурный кабинет.
Медицинский кабинет оснащен всем необходимым оборудованием, которое соответствует санитарно-гигиеническим требованиям: динамометр, весы медицинские; имеется достаточное количество медикаментов для оказания первой неотложной помощи, и другим необходимым оборудованием, здесь же происходит осмотр детей. Для оздоровления детей используют бактерицидные облучатели для очистки воздуха.
В структурном подразделении с целью охраны здоровья воспитанников проводятся следующее мероприятия:
· проведение профилактических осмотров;
· мероприятия по обеспечению адаптации в детском саду;
· осуществление систематического медицинского контроля за физическим развитием воспитанников и уровнем их заболеваемости;
· обеспечение контроля за санитарно-гигиеническим состоянием образовательного учреждения;
· осуществление контроля за физическим, гигиеническим воспитанием детей, проведением закаливающих мероприятий;
· осуществление контроля за выполнением санитарных норм и правил.
Состояние и содержание территории, здания, помещений соответствует требованиям действующих санитарно-эпидемиологических правил Каждая группа имеет отдельный прогулочный участок.
В структурном подразделении имеются спортивный зал с необходимым оборудованием для организации занятий по физической культуре. С воспитанниками организуется непосредственно образовательная деятельность по физической культуре 3 раза в неделю. Задачи и содержание образовательной деятельности по физическому развитию детей включены в Образовательную программу.
В детском саду разработан режим дня с обязательным учетом возраста детей, в котором указано время приема пищи, прогулок, дневного сна.
В летне-оздоровительный период проводятся экскурсии, развлечения. Укрепление здоровья осуществляется через совершенствование физического развития детей на физкультурных досугах, развлечениях, праздника, занятиях.
В структурном подразделении проводятся: закаливание, утренняя гимнастика, подвижные и малоподвижные игры, гимнастика после сна, гигиенические процедуры и др.
Прогулка – обязательный элемент режима дня ребенка. На прогулке обеспечивается возможность для двигательной активности детей, виды игр варьируются в зависимости от сезона.
Образовательный процесс воспитанников, имеющих статус инвалида и (или) лица с ограниченными возможностями здоровья, организуется в соответствии с рекомендациями ПМПК, программой реабилитации и абилитации инвалида с соблюдением оптимальной нагрузки, режима занятий.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Воспитанники структурного подразделения не имеют доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, специально оборудованного компьютерного кабинета нет.
Количество компьюторов, подключенных к сети Интернет, в том числе для учебно-вспомогательных целей – 6 шт. Локальная сеть обеспечена доступом к сети Интернет.
Официальный сайт имеет версию для слабовидящих.
В нашем детском саду имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, которыми могут пользоваться в том числе инвалиды и лица с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением речи):
Кабинет учителя- логопеда содержит:
— материалы и игры по темам
— зеркало с лампой дополнительного оснащения
— комплект зондов для постановки звуков
— дыхательные тренажеры, игрушки для развития правильного речевого дыхания
— картотеки материалов для автоматизации и дифференциации звуков
— логопедические альбомы для обследования
— предметные и сюжетные картинки по лексическим темам
— настольно-печатные дидактические игры
— алгоритмы, схемы, мнемотаблицы
— методическая, дидактическая, справочная и художественная литература.
— ноутбук
— магнитофоны в каждой возрастной группе.
Дети — инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в детском саду оборудованием.